Заболевания

Все о подковах и ковке лошадей. Ковка лошадей. Как подковать лошадь? Зачем нужны подковы

Правильно подкованная лошадь чувствует себя комфортно. Подковкой лошадей занимается кузнец.

Но вы можете помочь ему в этой работе, чтобы ваш питомец был довольным и счастливым.

Для чего подковывают лошадей

Подковы защищают копыта от травмирования при езде по каменистой поверхности. Помимо этого подковы обеспечивают лучшее сцепление с землей, поэтому лошадь не может поскользнуться и упасть.

Вообще подковы нужны не всем лошадям, так лошадей, которые живут на мягком грунте, вообще не подковывают. Но если лошадь часто используется для выездов, ее требуется обязательно подковать. Эту процедуру делают каждые полтора месяца. Подгоняет подковы лошадям и пони специальный кузнец – коваль.


Если у лошади не имеется подков, необходимо внимательно следить за ее копытами, поскольку они могут неправильно стираться или растрескиваться. Это будет сильно усложнять процесс ходьбы Вашего животного. Копыта питомца следует осматривать каждый день, до прогулки и после. Кто-то должен держать лошадь, а кто-то в этот момент проверять ее копыта.

Работа кузнеца

Кузнец делает подкову из полосок металла. Каждая подкова подгоняется под копыто, при этом кузнец проверяет, чтобы лошадь стояла уверенно и прямо.


Удаление старой подковы

Первым делом необходимо удалить старые подковы. Кузнец отдирает старую подкову клещами, при этом прочно зажимая копыто лошади межу ногами.

Зачистка копыта

Перед установкой новой подковы кузнец проверяет состояние копыта и зачищает его. Он убирает все гвозди и камни, а шероховатости зачищает с помощью особого скребка.
После этого он подгоняет новую подкову. Подкова в этот момент горячая, это облегчает процесс ее подгонки по размеру. Правильная подкова должна четко совпадать с краями копыта.


Подкова готова

На завершающем этапе кузнец проверяет, чтобы не осталось острых краев, гвозди не торчали, а подкова сидела прочно. Все трещины в копытах кузнец заполняет специальной пастой для копыт.

Как изготавливаются подковы


Полоска металла раскаляется в огне до ярко-красного цвета. Разогретое мягкое железо приобретает необходимую форму под ударами молота, при этом используется изогнутая часть наковальни. После этого в подкове делаются отверстия под гвозди, чтобы ее можно было прикрепить к копыту лошади.

Первые подобия подков для лошадей появились в III-IV вв. нашей эры. Ранее их роль играли приспособления на основе волокон растений и ремней из кожи, которые не могли обеспечить животному качественную защиту.

Распространение коневодства привело к развитию ковочного ремесла и высокой оценке мастеров, занимающихся изготовлением подков. Современные подковы подразделяются на множество видов, учитывающих породу, сферу назначения и состояние копыт. Но зачем лошадям подковы, если их дикие собратья в природе справляются без этих приспособлений?

Зачем подковывают лошадей?

На целине крепости копыт достаточно, чтобы ноги коня были защищены. В диких условиях лошади передвигаются без груза, выбирают более удобную дорогу, обходят препятствия и заостренные камни. Повышенная активность и жизнь на свободе стимулируют укрепление рогового покрытия на копытах.

Одомашненные лошади ограничены в передвижении, их физическая активность понижена, в результате чего плотность рогового слоя уменьшается, он быстрее стирается. Кони часто передвигаются по твердым и грубым поверхностям (брусчатка, асфальт), перенося на себе значительный вес. Роговая защита на копытах не успевает отрастать и компенсировать стирание.

Тонкий защитный слой уязвим для заостренных камней , в нем могут образовываться трещины, забивающиеся грязью и микробами. Ткани ноги воспаляются, животному становится больно передвигаться, появляется хромота. В запущенных случаях конь может полностью отказаться от передвижения.

Подковы выполняют функцию своеобразной обуви для скакуна , защищая его ноги от травм. Кованая лошадь может преодолевать большие расстояния по различным типам местности, не нанося вреда копытам. На обледеневшей дороге и мокрой траве подковы помогают животному избежать скольжения. Эти приспособления также помогают корректировать деформированные и травмированные копыта. Спортивные скакуны улучшают свой бег и легче проходят препятствия с правильно установленными подковами.

Что представляет собой подкова?

Современные виды подков различны по форме, толщине, материалу и назначению. Самые простые модели создаются из низкоуглеродной стали, поддаются корректировке в горячем и холодном состоянии. На переднюю пару конечностей устанавливаются округлые подковы, для задней подбираются более вытянутые модели, повторяющие природное строение копыт.

Обычная подкова - пластина выгнутой формы, снабженная отверстиями. Это приспособление состоит из следующих элементов:

Полотно состоит из трех частей - боковой, зацепной и задней. Прилегающая к рогу поверхность имеет внутреннюю и внешнюю зоны. На наружную часть опирается копыто, поэтому она должна быть максимально ровной и большей по площади. Неровные или криво расположенные ветви будут препятствовать плотному соединению полотна и копыта, что приведет к дисбалансу нагрузки и деформации рогового слоя.

Горизонтальная нижняя поверхность имеет гвоздевую дорожку (продольную выемку вблизи наружной кромки). Этот элемент позволяет углубить шляпки гвоздей и препятствует их быстрому стиранию. Вид и расположение гвоздевых отверстий очень важны для правильной ковки и безопасного передвижения животного. Гвозди, забитые в неправильно расположенные отверстия, могут повредить ткани ноги под роговицей. В соответствии с размером изделия отверстий может быть 6, 8 или 12. Они приближены к зацепу на передних подковах, а на задних смещены к пятке. Форма и величина отверстий должна соответствовать размеру гвоздевой шейки.

Средняя подкова имеет ширину в 22 мм и толщину в 8 мм. Размеры подков разделены на 13 рангов, определяющихся габаритами ветвей, расстоянием между пятками, шириной наиболее выпуклой части, толщиной и весом. Продаются такие приспособления парами.

Виды подков

Все многообразие подков объединяется в три вида - спортивные, стандартные и ортопедические. Каждая группа включает различные модификации, предназначенные для определенных целей.

Спортивный тип подков применяется для лошадей, принимающих участие в конкурсах, скачках и многоборье. Изготавливаются такие модели из пружинной стали, алюминия и сплавов, имеющих высокую прочность и малый вес. Вид соревнований определяет вес и форму подков, которые будут установлены на скакуна. В скачках обычно применяют модели весом до 120 г, а для многоборья подходят изделия с массой 180-200 г, бортиком и утолщениями в нижней части.

Стандартным типом подковываются рабочие лошади. Вес моделей составляет 200-720 г и зависит от размера. В комплекте идут съемные шипы - закругленные, небольшого размера для лета и длинные и острые для зимнего периода. Подковы могут изготавливаться в заводских условиях или коваться в частном порядке кузнецами.

Ортопедическая группа изготавливается из пластика, стали и алюминия, имеет различные конструкции. Форма изделия зависит от типа травмы и состояния копыта, поэтому каждый набор подков подбирается в индивидуальном порядке. Эти приспособления помогают облегчить боль при движении, ускорить заживление и выровнять ход.

Внешне ортопедические изделия похожи на сандалии с пружинными креплениями и ремешками, выполненными из пластика. Отсутствие гвоздей в креплении позволяет быстро и легко заменить защитные приспособления. Стоят такие модели довольно дорого и не каждый заводчик лошадей может себе их позволить. Более дешевые варианты, которые также создаются из пластика, крепятся при помощи небольших гвоздей или клея и имеют стандартный для подковы вид.

Ковка и замена

Для проведения подковки потребуются следующие инструменты:

  • крючок;
  • молоток ковочный;
  • ключ шиповой;
  • обсечка;
  • клещи копытные;
  • рашпиль копытный с насечками двух видов;
  • ножик копытный с загнутым концом;
  • лапа.

Гвозди для крепежа (ухнали) отличаются особой формой штифта и головки, подразделяются на шесть размерных категорий. Их длина составляет 45−70 мм. Ухнали одноразовые и непригодны для вторичного использования. Если животное слишком нервное или пугливое, то для ковки может понадобиться специальный станок.

Этапы процесса

Промежуток времени между ковками зависит от нагрузки коня и скорости естественного восстановления рогового слоя. Обычно такая процедура проводится каждый месяц, но спортивные скакуны подковываются чаще. Для учебной верховой езды, гладких и барьерных скачек будет достаточно передних подков. Животным, участвующим в конкурсах и многоборье, требуется полный комплект на четыре конечности. Если домашняя лошадь редко передвигается по твердой дороге, то ее можно содержать без подков.

Для правильной и качественной ковки требуется соблюдение следующих этапов:

  • снятие отслуживших подков;
  • очистка копыт от мусора и грязи;
  • проведение замеров;
  • подгонка и закрепление подков.

Для подковывания потребуется находчивость, запас терпения и хорошая физическая подготовка, чтобы удержать крупное и подвижное животное. Процесс ковки наиболее строптивых скакунов может растянуться на долгое время. Сначала нужно поочередно приподнять ноги коня и постучать молотком по копытам. На второй день можно подковать одну или две ноги, а на третий - закончить ковку оставшихся конечностей. Процесс ковки включает следующие шаги:

Отверстия под шипы можно просверлить самостоятельно на этапе подгонки, если они отсутствуют. Пара штук размещается рядом с зацепом, два других - у пятки. Размер отверстий подбирается под диаметр ножек шипов.

В готовых отверстиях нужно нарезать резьбу, а затем вкрутить шипы. Приспособления с шипами должны устанавливаться на все конечности, иначе конь будет испытывать дискомфорт и может получить травму при беге.

Для ковки нужны определенные навыки и знания, неумелая обработка и подгонка может навредить животному. Лучше доверить подковывание профессионалу или же работать под его руководством.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Лошади в дикой природе привыкли ходить там, где захотят. Домашняя подкованная лошадь не всегда имеет такую возможность. Ее используют для езды верхом, перевозки грузов и выполнения других работ. При ходьбе по асфальту или бетону копыта быстро истираются, становятся тонкими или меняют свою форму. Во избежание этой ситуации применяется ковка лошадей. Правильно выполненная операция не приносит никакого вреда животному, а копыта сохраняются целыми на долгое время.

Правильно выполненная операция не приносит никакого вреда животному, а копыта сохраняются целыми на долгое время

Еще примерно 20 веков тому назад люди начали надевать на ноги лошадям специальные защитные железные чехлы. Такая «обувь» не была удобной, поэтому в скором времени была придумана лошадиная подкова. Сначала она появилась у кельтов, затем изобретением стали пользоваться германцы и славяне. Случилось это в VI веке. Люди заметили, что кованый конь работает гораздо лучше. В наше время осталась еще довольно редкая профессия — кузнец ручной ковки. Ковка лошадей доверена именно им. Выполняется вся процедура в несколько этапов:

  • лошадь внимательно осматривают в состоянии покоя и в движении;
  • снимают с копыт старые подковы;
  • копыта выравнивают специальными инструментами;
  • с них снимается мерка;
  • подбирается лошадиная подкова нужного размера;
  • изделие прибивается к копыту с помощью специальных гвоздей.

Люди заметили, что кованый конь работает гораздо лучше. В наше время осталась еще довольно редкая профессия — кузнец ручной ковки

Подобная «обувь» выполняет такие же функции, как и обувь для человека. Животное гораздо прочнее держится на любом покрытии, особенно во время гололеда, подковы ее не снашиваются и не болят — вот зачем подковывают лошадей.

Особенности подковки лошади (видео)

Работа кузнеца

У кузнеца должен быть специальный набор инструментов. В него входят:

  • одна или несколько обсечек;
  • рашпиль для чистки копыт;
  • ковочный молоток;
  • копытные клещи;
  • специальный нож для копыт;
  • лапы;
  • шиповой ключ.

Лошадь заводят в специальный станок для ограничения ее движения. Нога животного зажимается между колен кузнеца или в особом устройстве станка. Обсечкой кузнец удаляет старые крепления подковы, затем клещами снимает ее с копыта. Далее в дело включается рашпиль. С его помощью мастер подрезает подошву копыта, выравнивает его. Делается это по причине того, что копыто способно расти по принципу человеческого ногтя.

Перед креплением любых подков нужно подошву выровнять и вычистить от опилок и грязи. Это можно сделать с помощью ножа.

Далее снимается мерка с копыта. Современные подковы для лошадей могут изготавливаться прямо в кузнице тем же кузнецом, а могут приобретаться в готовом виде. Они имеют свои размеры, которые обозначаются цифрами 0-8. При ковке подковы выдерживают два основных размера копыта. Размер подковы для задних и передних ног обычно бывает разный. Мерку снимают линейкой или просто прутиком. Выбранную подкову обязательно подгоняют к копыту. Металл должен плотно прилегать ко всей площади копыта. Крепление производится гвоздями для подков разного размера. Забиваются они в специально сделанные отверстия в подкове легкими ударами ковочного молотка. Сначала забиваются 2 гвоздя и нога лошади ставится на ровное место. Если расположение подковы нормальное, прибиваются остальные гвозди.


Главное — это хорошо провести выравнивание подошвы и закрепление подковы

Хорошо подкованное животное работает лучше. Но ковка лошадей должна повторяться периодически. Ведь металл тоже изнашивается и довольно быстро. Роговой слой копыта тоже растет. Обычно эту операцию выполняют 1 раз в месяц. Допускается менять подковы через 1,5 месяца. Зависит это от интенсивности использования животного. Кузнец с опытом работы никогда не причинит никакой боли животному. Главное — это хорошо провести выравнивание подошвы и закрепление подковы.

Одомашнивание животных привело к потере ими некоторых характерных особенностей. Им не нужно искать корм, так как хозяин обеспечивает своих животных всем необходимым. Лошадей даже научились обувать в особые виды подков для защиты копыт. Они выполнялись из тростника, из кожи и железа. В наше время используются различные металлические изделия овальной формы. Они хорошо прилегают к подошве и защищают копыта от преждевременного износа. В дикой природе этот процесс совершенно не нужен. Первенство в изобретении подков многими приписывается Азии. Первоначальная подковка железными «обувными изделиями» травмировала животных.

На смену пришли другие металлические изделия. Сейчас подковывание не приносит никакого вреда и боли животному, если это делает опытный кузнец. Подковы бывают очень разные. Они куются для военных лошадей, для животных, состоящих на службе в полиции, для цирковых, для тех, кто работает в частных хозяйствах с огородными и садовыми участками. Подковы могут быть сделаны из алюминия и пластика, железа и резины. Они бывают ортопедическими, зимними и спортивными. Вес их варьируется от 120 до 720 г.

Зимние используются в снежных регионах страны. Они оснащаются шипами противоскольжения. Ортопедические изделия исправляют движения лошади.

Стандартное изделие имеет определенные высоту и ширину. Ширина обычно бывает 22 мм, высота — 8 мм. Для задних и передних ног подковы разные. Лошади — это довольно пугливые животные. Работа с ними требует большого хладнокровия. Нужно коня похлопывать и поглаживать, чтобы его полностью успокоить. В крайних случаях применяются легкие наркотики. Этот способ нужен для укрощения очень строптивых животных. Ковка лошадей проходит гораздо проще. Чаще всего на лошадей действуют ласковые слова. Сам процесс подковывания молодых коней может продлиться до 3 дней. Опытные лошади куются за единый прием. Нужно учитывать, что самостоятельное подковывание может привести к большим проблемам со здоровьем животного, поэтому не стоит этим рисковать.

Не каждый из нас знает, для чего подковывают лошадь, ведь в дикой природе животные прекрасно обходятся без этого. Так зачем подковывают лошадей?

Кони изначально были дикими животными. Они передвигались по траве и мягкому грунту, а скорость регенерации копыт была достаточна для образа жизни, не предусматривающего лишних нагрузок, что обеспечивало комфортное существование без вмешательства человека. Но после одомашнивания животному приходилось работать в неестественных для него условиях, например, в городах. Копыта лошадей стали изнашиваться гораздо быстрее, не успевая при этом отрастать, а длительное пребывание в стойлах сделало копыта животного мягче и податливее.

Так как копыто играет огромную роль в жизни лошади , то повреждённое оно приводит к снижению работоспособности животного и причиняет ему боль, более того, может привести к серьёзным проблемам, связанным с полноценным передвижением. Помимо защиты копыта, подкова помогает животному не скользить на мокрой поверхности и делает комфортнее передвижение лошадей с травмами ног.

История изобретения «лошадиной обуви» уходит в далёкий III век. Кажется, что подкова по своему устройству весьма проста, но между тем было создано немало изобретений для защиты копыта лошади, первоначальный вид которых даже отдалённо не напоминал приспособления, используемые нами сегодня. Они были похожи на башмаки, сделанные из кожи или тростника. И только в V веке появились первые прототипы подков, использующихся в наши дни.

Перед тем как ответить на вопрос, как подковывают лошадь, необходимо узнать, какие виды подков существуют. Все они предусмотрены для использования в разных сферах деятельности лошади. Выбор их зависит также и от породы животного и состояния его копыт.

По назначению подковы разделяют на несколько групп:

  • спортивные
  • зимние
  • ортопедические
  • стандартные

Для жеребца, готовящегося к соревнованиям, выбирают спортивные, выполненные из лёгкого сплава стали являющиеся почти невесомыми. Вес таких подков составляет приблизительно 120–200 грамм . Они надёжно защищают копыто кованого животного от повреждений, не утяжеляя его.

Зимние подковы являются незаменимыми в холодное время года и предназначены для скачек в неблагоприятных условиях. Они оснащены рядом шипов, которые помогают добиться большей устойчивости лошади и препятствуют скольжению животного на льду .

Животное с повреждённой ногой должно быть подковано специальными ортопедическими подковами, которые подбираются в соответствии с видом повреждения и индивидуальной формой копыта. Их задачей является уменьшение дискомфорта при ходьбе и способствование быстрому заживлению. А также они используются в случаях, когда необходимо исправить постав ног лошади.

Ширина стандартной лошадиной подковы составляет 22 мм, а высота равна 8 мм. Следует заметить, что верхняя часть должна быть идеально ровная, а нижняя может быть оснащена шипами, иметь как ровную так и полукруглую форму.

Разнообразны и материалы, из которых изготавливаются современные подковы.

  • резиновые
  • железные
  • пластиковые
  • алюминиевые

Резиновые используются для лошадей, работающих на прокате, ведь они менее всего вреда доставляют дорожкам в парках и аллеях.

Пластиковыми пользуются животные, у которых наблюдаются проблемы с копытами. Они удобны в использовании, ведь достаточно просто приклеить их к ноге лошади, не травмируя его при этом.

Алюминиевые же подковы используются для коней, участвующих в скачках.

Многие владельцы задают вопрос: «Больно ли лошади, когда её подковывают?». Поэтому важно отметить, что хозяевам не следует беспокоиться за своих питомцев, потому как ковка не причиняет животному боли или же дискомфорта.

Если говорить о том, как часто следует подковывать лошадей, то обычно процесс повторяют через 30–40 дней , но всё зависит от того, где и при каких условиях животное работает, ведь на каменистых почвах и при больших нагрузках копыта изнашиваются многим быстрее.

Подковка лошадей является целым искусством и следует обратиться к кузнецу, человеку, знающему своё дело, чтобы не навредить животному.

В процессе ковки используются следующие инструменты и материалы :

  • обсечка
  • ухналь
  • рашпиль
  • копытный нож
  • ковочный молоток
  • гвозди для подков
  • ковочные щипцы
  • пробойник
  • кромкообрезные кусачки
  • щипцы для загибания барашков
  • пуансон для гвоздей
  • подкова

Гвозди для ковки изготавливаются из стали, и бывают шести номеров, 4–9.

Перед тем, как приступить к процессу ковки, кузнецу следует установить доверительные отношения с животным. Для этого мастер слегка постукивает по копыту коня, имитируя ковку. После того, как животное привыкает к громким звукам и новым ощущениям, можно смело браться за дело.

Выполняется она в несколько этапов :

  • Животное необходимо вывести на ровную площадку, оно должно осматриваться в абсолютном спокойствии
  • Удалить старую подкову. Лёгкими движениями молотком по головкам гвоздей мастер ослабляет их связь с подковой, затем убирает барашки .
  • Очистить копыта. Процесс чистки осуществляется при помощи специального крючка.
  • Снять мерки для ковки подков

Существует 13 стандартных подков для лошадей и в том случае, если модель и размер уже выбраны, то кузнец начинает выполнять основную часть работы - ковку лошади.

  • После удаления различного рода загрязнений кузнец шлифует копыто и удаляет ороговевшие ткани
  • Производится подгонка подковы. Существует два метода подгонки: холодный и горячий . Первый приносит меньше беспокойства лошади, но так как горячий является более точным, то его используют чаще.
  • Новая подкова крепится при помощи специальных гвоздей, которые называются ухнали. Они видны после завершения процесса на наружней части копыта. После того как все гвозди были прикреплены, мастер отрезает их при помощи специальных клещей.

После окончания процесса, кованую лошадь необходимо осмотреть. Для того, чтобы понять комфортно ли животному с новыми подковами, следует пустить его сначала шагом, затем рысью. Кованое животное должно бежать ровно, не спотыкаясь. Если стало заметно, что ковка лошади выполнена с дефектами, их немедленно устраняют.

Необходимо понимать, что подкованные кони отнюдь не роскошь, а необходимое условие для комфортного существования животного, на котором хозяевам не стоит экономить!

Внимание, только СЕГОДНЯ!

sheva_vet wrote in August 25th, 2014

Лошадей куют разными видами подков, это зависит от здоровья копыт и ног, «специальности» лошади, ее породы и т.д. Если ноги и копытный рог здоровые, то подковы будут обычные, какими их все привыкли видеть. Различается только размер, толщина, материал - бывают тяжелые (до 200 гр), а бывают из легчайшего алюминиевого сплава (у скаковых лошадей).

Это лежат старые только что снятые подковы.


Бывают подковы со специальными длинными шипами для лошадей, которые скачут по траве - трава скользкая, и на виражах лошадь может упасть. Такие шипы прикручиваются к подкове, а после соревнований их снимают, чтобы в деннике лошадь стояла уже без них. Потом можно снова прикрутить. Еще бывают подковы круглые, когда нет разрыва между двумя концами подковы - это ортопедическая подкова, которая удерживает кости, расположенные возле копыта, от излишней подвижности. Так же такая подкова бережет сухожилия.
Спортивных лошадей, участвующих в соревнованиях, не подразумевающих состязаний на траве или снегу, куют только на передние ноги. Полицейские лошади и те, что работают в городе по твердому грунту (камни, асфальт, булыжная мостовая) куются на все четыре ноги, зачастую с короткими шипами.

Перековываются лошади обычно каждый месяц. Если хочется сэкономить, то можно и через шесть-восемь недель, но все-таки это будет зависеть от скорости роста копытного рога. Кто-то может два месяца пробегать с одними подковами, а у кого все отрастает быстрее.

Копыто со старой подковой и подошвой, забитой опилками.

Опилки вычищаются специальным крючком для ухода за копытами.

Кузнец снимает клещами старую подкову. Собственно, просто отрывает ее вместе с гвоздями.

Копыто лошади, которую не расчищали полтора месяца. Расчистка - это конский педикюр. После снятия подковы сначала кузнец расчищает лошадь, т.е. удаляет отросший копытный рог и лишние куски стрелки, и только потом приколачивает новую подкову.

Специальным ножом с закругленным концом кузнец снимает старый слой подошвы.

Серый треугольник сверху - это стрелка, такая эластичная штуковина, работающая амортизатором и смягчающая удары, когда лошадь переносит вес на ногу.

Вы ногти стрижете? Вот это - то же самое, только размерчик больше.

Отстриженый «ноготь». Его, кстати, очень любят грызть собаки, даже те, которые никогда в жизни не видели лошадей даже по телевизору. И стрелку очень любят. А некоторые потом от нее тошнят.

Пилочка для ногтей. Рашпилем кузнец обтачивает и ровняет копыто в том месте, куда будет прибивать подкову, края копыта и особенно зацеп.

Задние ноги расчищаются так же, хотя форма заднего копыта немного отличается от переднего.

Гораздо красивее, чем было!

Гвозди - новые и старые. Гвозди используются только один раз, повторно его уже не приколотить.

Наковальня.

Ящик с инструментами, которые не влезли в карманы кожаных штанов-фартука.

А вот и карманы. У приличного кузнеца отдельный нож под правую руку и под левую.

Примерка стандартной подковы.

Кузнец знает размеры копыт каждой лошади, которую он кует не первый раз, но все равно каждую подкову нужно подогнать под форму копыта уже вручную.

Гвозди прибиваются так: первый возле зацепа (передняя часть копыта), второй с другой стороны, потом снова с первой, потом снова со второй.

Страшный вид: гвозди торчат наружу сквозь копыто. Но это не больно, потому что в этом месте копыто так устроено, что боли нет - копыто хоть и живое в том месте, но не чувствует, примерно как если вы проткнете себе кусок ногтя в месте, где он не приросший к пальцу.

Снаружи гвозди загибаются.

Пока вот такой вид.

Молотком пригоняется подковный зацеп к копыту. Далеко не у всех подков есть такой лепесток. На подковах для задних ног этих лепестков два - по одному с двух боков копыта.

Основная часть ковки закончена.

Сейчас в дело идет специальный стояк, этакий большой железный штырь, на который кузнец ставит ногу лошади. Для передней ноги штырь ставится впереди коня, а для задней чуть сбоку живота. Удивительно, но лошади очень спокойно стоят на этом штыре, некоторые с удовольствием в это время грызут или лижут потную одежду кузнеца или мусолят его волосы.

Специальным инструментом удаляются концы гвоздей.

Сейчас они не торчат, их специальными полукруглыми «пассатижами» «примяли» к копыту.

Рашпилем сравниваются края копыта и подковы.

У современного кузнеца есть небольшая мобильная кузница с кучей инструментов. А в аптечке - легкий наркотик для особо буйных, которые боятся, не любят или пока не умеют стоять спокойно во время ковки.

Для патрульных полицейских лошадей подковы нужны с шипами. Кузнец делает в подкове отверстия для шипов.

И резьбу в отверстиях.

Потом прикручивает шипы.

Готовая подкова, в которой не опасно ходить по каменным улочкам старинного европейского города.

Осталось только приколотить ее к лошади. Причем, ковать нужно на все четыре ноги.

А это подкова лошади, которая защищала ее от обострений после старых травм, не давала сдвинуться «чипсу», небольшому кусочку отломанной после травмы косточки. Бывают готовые ортопедические подковы, а эту кузнец сделал сам, приварив часть одной подковы к другой.